Условия охраны здоровья воспитанников

 

 
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы»
В.А. Сухомлинский
Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и
здоровья детей, создание оптимальных условий для целесообразной двигательной
активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков,
а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим
упражнениям.
Медицинское обслуживание детей в дошкольном учреждении строится на основе
следующих нормативно-правовых документов:
  • Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 30.06.1992 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»
  • ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  •  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».
  •  Информационное письмо Министерства здравоохранения РФ от 04.09.91 г. «Формирование базового ассортимента лекарственных средств для медпунктов детских дошкольных и школьных учреждений»
  •  Информационное письмо Министерства РФ от 23.07.92 г. № 22-02-02/334 «Основные направления использования фитотерапевтических мероприятий в детских организованных коллективах»
  • Методические рекомендации Минздрава СССР, Института питания АМН СССР «Питание детей в детских дошкольных учреждениях»
  • Инструктивно-методические рекомендации
  • Приказы отделов здравоохранения Владимирской области.
Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада соответствует требованиям
ГосСанЭпидНадзора, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме. Для
всех возрастных групп разработан и согласован с Роспотребнадзором режим дня с
учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный
период года).
Медицинское обслуживание детей в нашем дошкольном учреждении осуществляется
медицинской сестрой и врачом – педиатром Никологорской больницы. Медицинской
сестрой, работавшей в ДОУ, ведется учет и анализ общей заболеваемости
воспитанников, анализ простудных заболеваний. Врач-педиатр осуществляет лечебно-
профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит
совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях
детского сада.
В МБДОУ имеется медицинский блок: процедурный кабинет, комната осмотра детей.
Все кабинеты оснащены необходимым медицинским инструментарием. Для
оздоровления детей имеются ингаляторы «Небулайзер» - 1 шт., облучатель кварцевый
- 2 штуки.
Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие, берутся на диспансерный учет
с последующими оздоровительными мероприятиями согласно плану.
В дошкольном учреждении осуществляется дифференцированный отбор видов
закаливания: утренняя зарядка, упражнения после сна в постели, закаливание -
дыхательная гимнастика и др.
Закаливающие процедуры проводятся воспитателями в течение всего года с учетом
рекомендаций врача, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
Особое внимание уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших
условий воспитания здорового ребенка. В детском саду функционируют:
физкультурный зал, площадки для спортивных игр. Уровень обеспеченности
оборудованием и инвентарем физкультурного зала и спортивной площадки - 88 %
соответствует требованиям СанПиНа.
В каждой группе имеются спортивные уголки для обеспечения достаточной
двигательной активности. В детском саду на протяжении многих лет отсутствуют
случаи травматизма.
Большое внимание уделяется вопросам питания, в частности качеству приготовления
пищи и ее калорийности.
Анализ меню показывает, что выполнение натуральных норм питания в детском саду
соответствует нормам СанПиН. Также выполняется стоимость питания ребенка в день.
В меню постоянно присутствуют салаты, фрукты, соки, витаминизированное питье,
молочные продукты, мясо, рыба, птица, овощи (свежие, соленые). Объемы и
калорийность пищи соответствуют возрасту детей.
Расположение мебели, игрового и дидактического оборудования отвечают
требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии
детей, принципам функционального и эмоционального комфорта, позволяет детям
свободно перемещаться.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических
мероприятий используется мониторинг состояния здоровья воспитанников.
В ДОУ ежегодно проводятся:
- профилактические мероприятия:
- осмотр детей во время утреннего приема;
- антропометрические замеры
- анализ заболеваемости 1 раз в месяц, в квартал, 1 раз в год;- ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
- лечебно-профилактические мероприятия:
- витаминотерапия,
- в зимний период - фитонциды, с-витаминизация третьего блюда, кварцевание
(холодный период);
В нашем образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры
безопасности жизни и здоровья детей.
Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют
воспитатели, медсестра , заведующий.
Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.
Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются
правила пожарной безопасности.
В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек.
Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением
санитарных правил и технологии приготовления.
Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей.
Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с
затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.
Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на
котором дети гуляют.
Все ямы на участке засыпаны, ежедневно проводится осмотр на отсутствие предметов,
которые могут нанести вред здоровью ребенка.
Все игровые модули находятся в исправности имеют сертификат безопасности.
В зимнее время здание и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все
дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.
Охрана здоровья детей в ДОУ – задача очень важная и ответственная.
О наличии заболевания у ребенка воспитатели сразу сообщают медицинскому
работнику.
Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются в
соответствии с утвержденными графиками.
Воспитатели групп не только обучают детей и развивают их умственные способности,
но и следят за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и
улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нашим ДОУ и
педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Поэтому - вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на
сохранение и укрепление здоровья.
Основой работы в данном направлении являются еженедельная организованная
образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и
ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации
потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому так важно правильно сконструировать содержание воспитательно-
образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать
современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего,
– к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни:
• Рациональный режим.• Правильное питание.
• Рациональная двигательная активность
• Закаливание организма.
• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни,
предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность
различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм
функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для
работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня
необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное
развитие. Поэтому наши педагоги просят соблюдать режим детского сада и дома.
При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:
1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во
сне, питании, прогулке и др.).
2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах
4 Формирование культурно-гигиенических навыков.
5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6 Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим - он стабильный, и вместе с тем, динамичный для постоянного
обеспечения адаптации ребёнка к изменяющимся условиям внешней социальной и
биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей
«биоритмического портрета» ребёнка, тем в лучших условиях окажутся его
физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
Поэтому у нас идёт учёт индивидуальных особенностей детей, например постепенный
подъём после сна.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой
стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом
зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
1 Обеспечение баланса
2 Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах,
витаминах и минералах.
3 Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды,
определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное
влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка, повышает
устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни
ребёнка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на
здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры
естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для
творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях,
формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать
движения.Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
1 Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
2 Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3 Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4 Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения
двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха
необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в
детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания,
необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами
деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой
деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств,
эмоциональной сферы.
Закаливание - еще один из компонентов способствующих укреплению здоровья, оно
способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только
повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных
функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для
развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное
действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла,
атмосферного давления.
Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются
условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и
планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность
его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и,
в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для
здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в
частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Специальные
виды закаливания, как правило, не применяются в детском саду.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное
благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и
воспитывается.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как
совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие
и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому так важно создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье
дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный
подход с учётом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и
содержательную жизнь в детском саду.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни
являются первостепенной задачей
Формирование здорового образа жизни начинается в нашем в детском саду с 1
младшей группы.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей,
направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит
огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
отношение к себе и окружающим.
Поэтому так важно нам - педагогам и вам - родителям именно на этом этапе
дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий
физической культурой и спортом.
Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность,
направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-
образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по
разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие
дошкольников;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени
года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального
партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким
направлениям:
-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь
профилактических прививок, витаминизация и др.).
-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически
комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим,
правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование
приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов:
элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет
гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов,
валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к
нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов;
предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация
на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

Медицинское обслуживание осуществляется старшей медицинской сестрой Балуковой Ниной Николаевной и 2 раза в год проводится осмотр детским педиатром.

счетчик посещений